О «расширении сознания» и играх ума
Поводом для написания этой заметки послужил один вопрос
в блоге, достаточно типичный для людей, занимающихся медитациями. Помнится, я и
сам в своё время был озабочен подобными вопросами. Поэтому я решил ответить на
этот вопрос в отдельной теме.
Вопрос касается определенных переживаний в медитациях,
возникающих при наступлении определенных состояний. А именно, речь идет о
случающемся иногда во время медитации переживании спонтанного “расширения
сознания”, на которое непонятно, как реагировать и как подобное состояние
вообще интерпретировать.
Итак, что это за “расширение сознания” и откуда оно
берется? У человека, имеющего определенный опыт в медитациях и регулярно их
практикующего, подобные состояния могут случаться с той или иной
периодичностью. Зависит это от текущего состояния вашей читты (Читта — (Chitta) Низший ум; разум, которым необходимо управлять, точнее, содержимое которого следует контролировать.Читта есть то зеркало, посредством которого мы получаем и видим весь спектр наших ощущений, поступающих от наших органов знания… … Словарь йоги), от степени её
возбуждённости, а, точнее, наоборот, от её текущей успокоенности и очищенности.
Механизм возникновения условий для проявления состояния
“расширения сознания” выглядит следующим образом. На любом уровне вашей
практики, независимо от текущей подготовленности и тренированности (и даже в
случае, если вы вообще не практикуете), вы обладаете определенной осознанностью. Это означает, что какую-то часть своей читты вы
осознаёте (знаете, что в ней происходит), какую-то часть осознаёте плохо или
непостоянно, а какую-то часть (обычно самую большую) не осознаёте вообще.
Осознаваемая часть читты — это ваш текущий проявленный
мир, который вы явным образом воспринимаете в бодрствующем состоянии. В
зависимости от заполненности осознаваемой части читты самскарами, а также от
степени активности (проявленности) этих самскар, ваша осознаваемая читта
находится в той или иной степени текущей возбуждённости или, наоборот,
успокоенности. Медитации — это тот инструмент, который вы используете для
осознания своих самскар, что ведет к избавлению от них (см. также другие темы о
медитациях на этом блоге). На этом же принципе работает вся современная
психоаналитика.
При регулярных медитациях процесс избавления от самскар
идет с некоторой периодичностью. В идеальном случае во время медитации читта
успокаивается и начинает впускать в себя свет глобального Осознания. Этот свет
активирует самскары, находящиеся в осознаваемой части читты, самскары
“раскрываются” (то есть осознаются) и либо сразу сгорают (мелкие самскары),
либо остаются в активном состоянии (более крупные или плотные самскары),
проявляясь в каких-либо ощущениях, мыслеобразах, воспоминаниях и т.п.
Такие самскары требуют дальнейшей “проработки” и способны в той или иной степени
возбуждать читту в целом, зачастую весьма сильно. Возбуждённая читта на время
теряет способность впускать в себя свет глобального Сознания, и сможет вновь
открыться ему лишь после своего успокоения, то есть после отработки активных
самскар.
Отработка активных самскар происходит постепенно сама собой, в том
числе и вне медитаций, главное — не зацикливаться на тех впечатлениях,
воспоминаниях и переживаниях, которые всплыли в вас после активации очередной
порции самскар (понимание того, откуда берутся те или иные впечатления и
переживания, приходит со временем, по мере продвижения в практике медитаций и
роста осознанности).
Что представляет собой упомянутое “расширение сознания”?
На самом деле это прорыв — прорыв света глобального Осознания в вашу читту и ваш
собственный прорыв к новому опыту и переживанию состояния большей осознанности.
Умом это действительно воспринимается как спонтанное и быстрое расширение сознания
до прежде недоступных границ или даже до бесконечности. На самом же деле — это
ваше прикосновение к глобальному осознанию, чей свет (слово “свет” здесь
употребляется условно, поскольку осознание на самом деле пустотно, однако его
воздействие на читту зачастую проявляется именно в виде света) вошел в вашу
читту вследствие её достаточного успокоения. Это не расширение вашего
индивидуального сознания — у вас его нет, поскольку Сознание едино и глобально
— это расширение вашей осознанности вследствие того, что ваша читта в какой-то
момент приобрела достаточную прозрачность для того, чтобы глобальное Сознание в
вас проявилось. Тем не менее, ваш ум, с которым вы отождествлены,
интерпретирует такое состояние именно как “расширение вашего собственного
сознания”, хотя всё это — не более, чем иллюзия, очередные игры ума.
Однако, к сожалению, не всё так просто. Спонтанное
расширение осознанности в медитации — замечательный опыт, свидетельствующий о
том, что вы движетесь в верном направлении. Но он никак не свидетельствует о
том, что вы уже достигли того, к чему стремились. Почему? Сейчас объясню. Дело
в том, что действительно серьёзное качественное изменение в духовном развитии
приносит лишь достигнутое состояние самадхи, причем даже и это — всего лишь
первая ступень посвящения.
Случающийся же в медитациях спонтанный рост
осознанности, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев (практически в ста
процентах) не приводит к наступлению самадхи. Почему? Потому что читта не
готова к этому, потому что она недостаточно чиста для этого, потому что в ней
накоплено бесчисленное множество самскар. По этой причине после подобного
“прорыва” обычно следует “откат”.
Спонтанный рост осознанности, вызванный
глубоким проникновением глобального Сознания в вашу читту, активирует “спящие” в
прежде не осознаваемых частях читты самскары, заставляет их “всплыть” в
осознаваемую часть читты и раскрыться там. Много самскар при этом бесследно
сгорает сразу же. Но много самскар просто раскрывается (осознаётся) и требует
дальнейшей отработки. Активные самскары возбуждают читту, ее “каналы”
переполняются нахлынувшими впечатлениями и на более или менее длительный срок
становятся неспособны пропускать свет глобального Сознания. В итоге цикл
повторяется. Однако, с каждым подобным прорывом ваша
осознанность растёт (даже если вы этого поначалу и не замечаете), старые
самскары постепенно отрабатываются и их количество уменьшается, и читта
постепенно очищается. Процесс этот обычно очень долгий, и рассчитывать в
медитативной практике на быстрый результат не следует.
Какое число подобных циклов прорывов-откатов должно
случиться, прежде чем читта станет готовой к наступлению самадхи? Это сугубо
индивидуальная вещь, зависящая от очень многих факторов: возраста, в котором вы
пришли к духовной практике, и вашего прежнего жизненного опыта (то есть от
числа накопленных в этой жизни самскар), от количества прожитых ранее жизней
(которого вы, естественно, не знаете, но от которого зависит количество
самскар, унаследованных из прежних жизней), а также от “качества” предыдущих
жизней (то есть от того, занимались ли вы духовными практиками в своих прежних
жизнях). В любом случае, если я даже назову вам число 500 или 1000 — разве от
этого станет легче? Понятно, что срок отработки накопленных в читте самскар —
весьма и весьма длителен. Возможно, конечно, что кому-то из вас повезёт,
однако, с точки зрения эффективности практики, лучше на подобное не
рассчитывать и даже не надеяться.
И, тем не менее, в конце концов один из подобных
прорывов должен привести к самадхи. Как это определить? Как распознать то, что
наступило именно состояние самадхи? Как отличить истинное от кажущегося? Ведь
зачастую подобные прорывы в медитациях порождают состояния, приводящие ум в
замешательство и вызывающие вопросы типа “а не оно ли это самое, к чему я так
стремился?”. Как понять, что это на самом деле: истинное состояние или
очередная игра ума?
Здесь следует еще раз разъяснить природу ума и природу
состояния “не ума”, состояния глобальной осознанности, то есть самадхи.
Состояние “ума” подразумевает существование
отождествлённого с умом виртуального существа, некоего эго — то есть,
собственно, “вас”. Всё, что вы воспринимаете, вы воспринимаете через посредника
— через тот самый ум, с которым вы отождествились и который, кстати сказать,
вам не принадлежит. Вы не воспринимаете всё происходящее
непосредственно, вы полагаетесь на некий ум, который интерпретирует —
пересказывает вам “своими словами” всё то, что увидел, на что обратил внимание
— и, соответственно, не пересказывает того, что не увидел. Ваше восприятие, тем
самым, ограничено и, более того, оно не истинно, поскольку очень многое от вас
просто ускользает, а то, что доходит — приходит в искаженном виде.
Именно искаженное восприятие и держит вас
в плену иллюзии и сансары. Кроме того, в вашем уме идет постоянный внутренний
диалог, постоянное “пережёвывание” прежних жизненных впечатлений, а также
“планов на будущее”, постоянный поиск решений для нерешенных жизненных задач.
Все это еще сильнее ограничивает ваше восприятие, усиливая ваше эго и закрепляя
в иллюзорном существовании.
Истинное состояние — состояние “не ума” — возникает при
исчезновении отождествлённости с умом, при исчезновении того самого
виртуального существа, при исчезновении эго, то есть, собственно, вас. В этом
состоянии нет мыслей, поскольку нет “вас”, а это значит, что некому “думать”. В
этом состоянии присутствует глобальная осознанность: читта (или, как минимум,
ее основная часть) прозрачна для прохождения глобального Сознания, иначе бы это
состояние просто не наступило. И даже если в уме продолжается какая-то активность,
то эта активность происходит помимо вас, потому что вас просто нет, вы исчезли,
вы не существуете.
Состояние “не ума”, состояние самадхи, невозможно ни с
чем спутать. Это самоподдерживающееся и абсолютно безусильное состояние —
состояние самоподдерживающейся глобальной осознанности, не требующее никаких
усилий по своему поддержанию, состояние абсолютной расслабленности и отдыха.
Это состояние не имеет ничего общего с медитацией, поскольку медитация
“делается” умом, а точнее, отождествленным с умом виртуальным существом, а в
состоянии самадхи нет того, кто отождествлен и кто в состоянии “делать”
медитацию. Если вы попали в некое состояние, относительно которого возникли
сомнения, самадхи это или нет, то это автоматически означает, что достигнутое состояние
— не самадхи, потому что в самадхи нет того, кто мог бы сомневаться, а значит,
нет и самих сомнений.
Если при достижении некоторого состояния у вас возникает
страх относительно того, стоит ли двигаться дальше в то неизведанное, что перед
вами открылось, то ваше состояние — точно не самадхи, поскольку в самадхи нет
того, кто мог бы бояться, а значит, нет и самого страха.
И существует также еще один очень простой тест,
позволяющий определить, является ли достигнутое вами состояние состоянием
самадхи. В самадхи вы можете свободно пользоваться умом, при этом возникающие в
уме мысли никак не будут вас затрагивать и не смогут как-либо повлиять на ваше
текущее состояние, не потребуют никаких усилий на поддержание осознанности.
Попробуйте подумать о чем-нибудь. Если при этом ваша осознанность хоть
как-нибудь изменится, если в вашем состоянии произойдут хоть малейшие
изменения, если возникшие мысли хотя бы малейшим образом затронут ваше
существо, если поддержание осознанности потребует от вас хоть малейших усилий —
значит, ваше существо продолжает присутствовать, оно не исчезло и, значит,
достигнутое состояние — не самадхи.
И хотелось бы еще раз отметить главный критерий
истинности: в состоянии самадхи нет сомнений, что это самадхи, нет сомнений,
что это истина. Если присутствуют сомнения — то это не истина, это игры ума.
Комментариев нет:
Отправить комментарий