БЫСТРЫЕ СПОСОБЫ
ДОСТИЖЕНИЯ САМАДХИ Ч.1
Общим местом обсуждения на форумах и в живом общении
в среде опытных йогов стало утверждение, что в наши дни йога
деградировала из духовной дисциплины, включающей физические упражнения,
в откровенную «физкультуру». Это, в большой степени, действительно
произошло, по нескольким объективным причинам:
- Прежде
всего, малая доступность аутентичной информации о целях, методах
и структуре Аштанга Раджа Йоги («восьмиступенчатой йоги» —
не путать с Аштанга-виньяса
йогой, которая является авторским методом, сформировавшимся
лишь в 20м веке стараниями 2-3 видных Мастеров и целой армии
их последователей. Большинство практикующих йогу сегодня получают
информацию из мало авторитетных источников: занятий с преподавателями,
посвятившими йоге малую часть своей жизни; коммерчески ориентированных
брошюр, книг, DVD и даже (многим, особенно на Западе, это даже
не кажется забавным) видеороликов с YouTube и подобных
материалов. Многие преподавателя йоги пришли из фитнеса,
и преподают йогу именно как фитнес, или лечебную гимнастику (йогатерапию),
не дав себе труда познакомиться с первоисточниками (Ведами
и Упанишадами).
- Образ
жизни, ментальность современного (как западного, так и «восточного»)
человека, и, как следствие, цели, которые он ставит в практике
йоги. Чаще всего это цель оздоровления, достижение которой вообще выносит
Самадхи за рамки обозримого даже в перспективе. Это можно наблюдать
в 20-21 веках и в Индии, где большую популярность завоевали
не столь духовные, сколько физически развитые учителя, которые
призывают делать йогу для здоровья и силы (такой путь можно назвать
«асурическим»). Чаще всего от такой йоги требуется лишь повысить эффективность
прикладных процессов (работа, учеба), улучшить состояние здоровья,
повысить энергетику и привлекательность (с целью найти
мужа\жену). Это достигается за считанные годы, если не месяцы,
что обеспечивает постоянный приток адептов. Часто йога практикуется
с такой целью, и достижение по определению промежуточных
результатов (перечисленных только что) принимается за конечную цель
(т.к. нет знания об истинной цели — Пробуждении),
и на этом пути человек быстро начинает преподавать, неся свое
ограниченное, искаженное видение йоги другим.
- Дискредитация
религии, которая произошла в царской России, вследствие того, что
многие пастыри церкви потеряли авторитет в глазах народа (тех самых
пресловутых «рабочих и крестьян»), которых они, по идее, должны
были вдохновлять собственным примером*. Аналогичный процесс произошел
в последние столетия и в Индии (хотя, может быть,
в меньшей степени). Добавили масла в огонь и «кришнаиты»
(секта в рамках вишнуизма, которая десантировалась в 80-е годы
в СССР, неся собственное авторское (с подачи Ш. Прабхупады)
видение индуизма, целей и образа жизни (в основном, это
религиозное поклонение Кришне и следование множеству мелких бытовых
правил и предписаний). На фоне общего отвращения к религии,
которое стало результатов этих явлений, любое упоминание о боге
в рамках йоги воспринимается нашими соотечественникам негативно, как
попытка «загнать в секту». Если упомянуть кому-то, что целью йоги
является богореализация, человек испытывает большую тревогу. Бывают
случаи, что люди уходят с тренировки, если поставить на фоне
мантру «Харе Кришна» или другую «религиозную музыку», говорю
по опыту. В свете этого Самадхи тоже воспринимается как какая-то
религиозная догма, и интереса к нему мало.
Таким образом, немногие вообще интересуются Самадхи и даже
просто медитацией в рамках «обычной» йоги. Если для вас йога —
физическая культура, вряд ли медитация заинтересует. С другой
стороны, обычно процесс самопознания начинается на уровне тела (самом
грубом — асаны), затем идет открытие энергетичеких возможностей (что
рождает интерес к пранаяме), и потом уже к медитации (как методу
поработать напрямую с умом и исследовать дальше). Сейчас йогу
коммерчески невыгодно преподавать «в пакете» «3 в 1», как это
делалось на протяжении тысячелетий, т.к. медитация обычно вызывает
не большой интерес, чем, например, мантра-йога. Обычно незнающий человек
считает медитацию просто потерей времени, а практику асан —
эффективной. Если вы уже осознали, что «без медитаци — никуда»,
то вы «созрели» для «быстрых методов» достижения Самадхи —
конечной и единственной цели медитации.
Но сначала стоит разобрать медленные методы, чтобы понять, что
в чем отличие и привлекательность «быстрых». А также
определиться, какой метод — будь он «медленным» или «быстрым»,
неважно — доступен для вас на данный момент эволюции сознания.
Полезно только своевременное лекарство — от болезни, которая мучает
сейчас. Поэтому если «быстрый» метод не подходит,
не получается — надо делать «медленный». И вполне возможно, что
он быстро приведет вас к быстрому методу, пардон за тавтологию.
Я беру слова «медленный» и «быстрый» в кавычки именно
по этой причине. Иногда свойства ума и тела таковы, что
не избежать «медленных» методов, а иногда можно сделать скачок —
вот для тех, кто может и хочет это сделать, и предназначен этот
материал.
Медленные методы достижения Самадхи
Многие настоящие йоги все-таки пытаются достичь Самадхи, при этом делая это
«по старинке», методами Хатха и Раджа-йоги. Чаще всего, практикуется
путь, который я бы назвал «медленным» — Хатха-йога**.
Описанный в привлекательных терминах в древних трактатах
и детально, анатомически разобранный в наши дни — метод
Хатха-йоги можно назвать «работой через тело». Принимая определенные статичные
позы (асаны), человек включает определённые центры и каналы, которые
за счет упорного повторения практик очищаются и пробуждаются. Это
в какой-то момент (обычно не раньше года после начала тренировок)
приводит к пробуждению мощной скрытой в каждом человеческом существе
энергии — «Кундалини», что чаще всего неизбежно приводит к выходу
в Самадхи. Из минусов метода стоит отметить трудоемкость, потерю
времени (все это время человек страдает в свое уме надеждам
и разочарованиями — поджаривается в аду Самсары),
и возможность неокончательного пробуждения (когда Кундалини поднимается,
а затем опускается, и человек переживает муки расставания
с желанным состоянием — Самадхи).
Другой медленный метод — концентрация,
из Раджа-йоги. В результате медитативных практик, с течением
долгих лет (чаще всего), человек нарабатывает навык однонаправленной
концентрации, которая приводит к временному разотождествлению с телом
и поступающей от него информации (Пратьяхара), значительному повышению
уровня ясности в медитации (Дхарана), однонаправленной концентрации
(Дхьяна) и, наконец, к действительной «сингулярности», Единству —
Самадхи. Процесс обычно занимает годы, а то и десятилетия,
требует наличия прекрасного состояния здоровья (т.к. в частности надо
сидеть не меньше часа в Падмасане, с прямой спиной и вообще
не шевелясь, «окаменев» — это требует выдающегося, редкого в наш
век здоровья).
Существует ли альтернатива этому долгому пути? Оказывается, да, причем
это не какой-то современный «авторский» метод (такие тоже есть, и для
многих эффективны — например, методы, предлагаемые Экхартом Толле) —
а вполне себе аутентичный, древний, индийский, истинно ведический
путь — Джняна-йога (один из основных путей йоги). Идея, которая стоит
за этим методом, недалека от сакраментальной Второй сутры
Патанджали — «Йогаш Читта Вритти Ниродхах»: «йога — это прекращение
мыслеобразования». А методы, которыми это «прекращение» достигается, могут
быть очень разными, фактически они не имеют значения. Метод, с помощью
которого вы быстро и достоверно (не один раз, а постоянно)
достигаете результата, и является наилучшим. Для разного темперамента,
разного образа жизни, культурных наслоений — нужны разные методы.
Что же это за методы такие, наверное, «секретные и опасные»?
Нет, самые что ни на есть простейшие, в каком-то смысле. Итак,
перейдем к самому «вкусному»!
Быстрые способы достижения Самадхи:
- «Линия»
(пространство) между ментальными объектами;
- Оставление
реального объекта мысленно, и медитация на паузу между привлечением
ума к следующему объекту;
- Короткий
промежуток перед и после пробуждения (просоночное и предсоночное
состояние);
- Наблюдение
пространства между мыслями;
- Монотонные
действия (мантра, 108
Сурья-намаскаров, долгий бег/плавание);
- Медитации
на пустоту (или пространство);
- Прямое —
оставлением мыслеобразования и самоидентификации (самый сложных
из «простых»).
Известно, что некоторые люди достигают Пробуждения даже благодаря такой
информации — простому упоминанию методов. Не Просветлели?) Двигаемся
дальше.
А кстати, что такое Просветление, или Пробуждение, Реализация? Что
надо открыть, что «реализовать»? Йоги открыли еще в древности: то, что
человеком воспринимается как «я» (со всей его «непросветленность»
и более мелкими, бытовыми проблемами, которые гнездятся в ней),
поддерживается лишь памятью, воспоминаниями: я такой-то и, такой-то,
я инженер, у меня больное правое колено, я занимаюсь йогой,
после йоги я планирую поработать в офисе, а с пятницы
по утро понедельника я совершенно свободен и т.п.
Поэтому (кратковременная) потеря памяти при сохранении осознанности ведет
к опыту как бы вне тела и ума (современный аналог —
«Матрица») — Самадхи — что может быть ужасающим для некоторых,
и желанно только для йогов. При этом, конечно, ни тело,
ни ум в обычном понимании не теряются — то есть,
человек не умирает, и не сходит с ума, по крайней мере
если был здоров до переживания Самадхи.
Для полноты картины, стоит сказать, что кроме Джняна-йоги, которая лучше
всего подходят людям с развитой Аджной (интеллектуалам, особенно,
«охладевшим» к «мирской жизни»), существуют другие быстрые пути — Крия-йога (для
людей с развитым воображением, которые ищут Пробуждения к внутреннему
пространству), и Бхакти-йога (для эмоционально богатых, эмоционально
ориентированных людей, которые обращены к Богу, в любом облике).
Крия-йога использует свойство ума, как ребенок, наслаждается любой «новой
игрушкой», и «подсовывает» ему красочные изображения чакр
и внутренних каналов, что приводит к погружению во внутреннее
пространство, пробуждению чакр, каналов и Кундалини, и другим
подобным интересным эффектам — а в конечном итоге, тоже
переживанию Самадхи. (Речь идет именно о чисто медитативных упражнениях
«Крия-йоги Бабаджи», а не о криях (очистительных упражнениях)
Кундалини-йоги Йоги Бхаджана). Крия-йогу можно
получить от Мастера, имеющего право на передачу (например, Лахири
Махасаи, Шибенду Лахири), или даже практиковать по книге.
Правильно практикуемая, Бхакти-йога постепенно приводит
к отождествлению с объектом поклонения, к «растворению»
в нем — и тоже растворению идентичности со старой
личностью, достижении благородных качеств (присущих объекту поклонения), потере
надежд-страхов-желаний, и как следствие последнего — тоже
к Самадхи. Бхакти-йога является, таким образом, важным методом Раджа-йоги
(как более широкого спектра практик, некоторые из которых выделены
в отдельные «йоги»).
Существует множество путей достижения Самадхи: «Шри Адинатха (Шива) дал 250
тысяч путей достижения Лайи...» (Сватмарама, «Хатха-Йога-Прадипика», 4.65).
Количество методов йоги, конечно, вряд ли кто-то на практике
подсчитал, но идея в том, что путей много, и возможно, для вас
какой-то из них будет более быстрым, чем описанные выше как «быстрые
методы». Пользу и эффективность любого упражнения (и вообще
действия), обладая опытом йоги, легко определить — но в большей
степени для себя, чем для других. Кроме того, описанные выше как «быстрые»,
методы таковы, что йогическая подготовка, конечно, является «плюсом»,
но никак не обязательным условием для практики этих методов
и достижения Самадхи. Поэтому еще один плюс «быстрых» методов в том,
что их может практиковать, фактически, каждый, кто искренее этого
хочет — параллельно или независимо от практики Хатха-йоги.
----------------
*Известно, что православная церковь имела (еще со времен Петра I) особые земельные привилегии, крепостных (рабов), и акцизу на продажу спиртных напитков, что и привело к таким выводам. Редкие святые (такие как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, и многие другие, менее известные) просто не могли изменить общей картины «по стране». Отвращение к религии сделало возможной революцию и 70-летний период безбожия, когда атеизм стал нормой.
**Прекрасной иллюстрацией этого процесса «длиною в жизнь» является история выдающегося отечественного йога Владислава Курилова (описанный в его автобиографии «Один в океане»), профессионального океанолога и водолаза, который достиг Самадхи, пройдя весь путь от практик по самиздатовским распечаткам до мастерского уровня в Хатхе — многочасового удержания асан (утверждается, что удержание любой асаны 3 часа неизбежно приводит к самореализации), а затем и в Раджа-йоге.
*Известно, что православная церковь имела (еще со времен Петра I) особые земельные привилегии, крепостных (рабов), и акцизу на продажу спиртных напитков, что и привело к таким выводам. Редкие святые (такие как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, и многие другие, менее известные) просто не могли изменить общей картины «по стране». Отвращение к религии сделало возможной революцию и 70-летний период безбожия, когда атеизм стал нормой.
**Прекрасной иллюстрацией этого процесса «длиною в жизнь» является история выдающегося отечественного йога Владислава Курилова (описанный в его автобиографии «Один в океане»), профессионального океанолога и водолаза, который достиг Самадхи, пройдя весь путь от практик по самиздатовским распечаткам до мастерского уровня в Хатхе — многочасового удержания асан (утверждается, что удержание любой асаны 3 часа неизбежно приводит к самореализации), а затем и в Раджа-йоге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий