4.
УПРАЖНЕНИЕ В РАСТОЖДЕСТВЛЕНИИ
Над
нами властвует всё то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать всё то,
с чем мы себя растождествили.
Опыт
сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это "я") неявно
присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше
сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных.
Вместе с тем люди сознают себя, как правило, не столько явно, сколько
"неявно". Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо
самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто
этими содержаниями.
Непрерывный
поток различных восприятий затуманивает ясность сознавания, приводя к
ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознаванием
как таковым. Чтобы сделать явным своё самоосознание, нужно сперва
растождествить себя с содержаниями сознания.
Конкретно
говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания,
которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни,
кажется им самым настоящим, самым глубоким.
Обычно
такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической
функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни.
Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают
свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью
своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное
и даже несколько обособленное. Те, кто отождествляется со своим умом,
предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда,
когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства
и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их.
Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и
воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли "матери",
"мужа", "жены", "студента",
"предпринимателя", "учителя" и т.д.
Такое
отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время
вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки. Оно не
позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления
с самим собой, познания истинного себя. Оно исключает или значительно понижает
способность к отождествлению с остальными частями личности, способность
радоваться им и полноценно использовать их. В результате такого частичного
самоотождествления "нормальное" самопроявление человека ограничено и
являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное
ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению
значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное
состояние и болезненное чувство неполноценности.
Продолжительное
отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно
приводит в конечном счёте к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно
давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом,
который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет,
матерью, дети которой вырастают и покидают её, или учеником, который
оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы.
Подобные ситуации могут вызвать серьёзный и нередко весьма болезненный кризис.
Его можно расценивать как своего рода психологическое "умирание".
Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней
самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы
может быть лишь "второе рождение", то есть новое и более широкое
отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к
её пробуждению или "рождению" на новом уровне бытия. Процесс такого
умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных
мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками.
В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного
опыта.
Нередко
этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки
воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и
добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени
облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.
Лучше
всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и
самоотождествлении. Благодаря этому вы можете обрести свободу и способность
выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей
личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации
более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться
всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое.
Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.
Предлагаемое
упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности
сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы
будете всё яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать
последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что
наблюдатель отличается от наблюдаемого.
Первый
этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей,
связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности.
Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением
некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это
упражнение.
ПОРЯДОК
ВЫПОЛНЕНИЯ
Сядьте
удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов
(перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и
осмысленно скажите себе следующее:
1) Я обладаю телом,
но я не тело. Моё тело может быть здоровым или больным, усталым или
отдохнувшим, но всё это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного
"я". Я ценю своё тело как инструмент познания и деятельности в
окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и
стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом,
но я не тело.
Теперь
закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а
затем постепенно сконцентрируйте своё внимание на основной идее: "я
обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать
это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум
частям упражнения.
2) Я обладаю чувствами,
но я не чувства. Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы.
Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к
горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я"
остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что
со временем это пройдёт, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои
чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно
учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать,
совершенно очевидно, что я – не чувства . Я обладаю чувствами,
но я не чувства.
3) Я обладаю умом,
но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он
не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь
новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно,
он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и
внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.
Далее
следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:
4) После
растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами,
мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр
волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое
тело, а также управлять ими и применять их.
Сосредоточьтесь
на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли".
Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.
Цель
настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель
будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть
опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить
упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное
высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:
Я
обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.
После
этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в
следующем ключе:
5) Кто
я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом,
ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего
"я" – это центр чистого самосознавания. Это то, что остаётся
неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что даёт мне ощущение
бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю своё тождество с
этим центром и сознаю его устойчивость и силу.
(Пауза)
Я
признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я
сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать,
управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое
тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою
повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать
её более целенаправленной.
По
мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на
соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно
будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в
том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я"
столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в
любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей
мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлечённого наблюдателя,
которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, её причины и наилучшую линию
поведения при сложившихся обстоятельствах.
Было
обнаружено, что это упражнение даёт больший эффект, если выполняется ежедневно,
лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и
рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень
полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние
растождествлённого сознавания себя собой, сознавания себя как "я".
Вы
можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными
потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали
другие составные части личности помимо трёх основных (физической, эмоциональной
и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать
также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся
некоторые примеры:
Я обладаю желаниями,
но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными
влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы,
сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я.
"Я обладаю желаниями, но я не желания". (Лучше всего
поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами
растождествления.)
Я
вовлечён в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть
эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца,
жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только
сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я
добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно,
эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного
представления.
Это
упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие
высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять
значение слов.
Примечание:
Существует ещё два широко распространенных варианта фразы "я обладаю...,
но я не...":
1) "Я
обладаю..., и я не..."
2) "Я
обладаю..., но я нечто большее чем..."
Комментариев нет:
Отправить комментарий