Банкэй Ётаку, мастер Дзен
Абсолютно все противоречия разрешены в Нерождённом.
Банкэй Ётаку, мастер Дзен (1622—1693)
Всем вам очень повезло. Когда я был молод, всё было
по-другому. Я не мог найти хорошего учителя, а так как я был очень упрямым, то
с юных лет я посвятил себя исключительно трудной практике и испытывал в связи с
этим невообразимые страдания. Я потратил на всё это ужасно много напрасных
усилий, а след этих тяжких испытаний глубоко отразился на моём здоровье. Этого
я не смогу забыть никогда.
Вот почему я прихожу сюда каждый день, убеждая вас не
делать моих ошибок, дабы вам не пришлось проделывать всю эту необязательную
работу, поскольку вы можете постичь Дхарму, просто и удобно сидя здесь на татами.
Вы должны считать, что вам очень повезло, потому что нигде более вы не найдёте
учения, подобного этому.
Если я расскажу вам о том, что мне пришлось пережить, то
наверняка кое-кто из вас вобьет себе в голову, что невозможно постичь Дхарму,
не пройдя через то же, что и я. Если это произойдёт, я буду считать это моей
ошибкой. Однако я всё же хочу рассказать вам о своём опыте, поэтому давайте-ка
объясним это ещё раз. Вы можете постичь Дхарму, не подвергая себя
самоистязаниям. Я хочу, чтобы хорошо помнили это, когда будете слушать то, что
я говорю.
Мой отец был ронин, родом он был с острова Сикоку и
придерживался конфуцианства. Он переехал в эти места и стал здесь жить, здесь
же я и родился. Мой отец умер, когда я был ещё мал, и воспитала меня моя мать.
Она рассказала мне о том, что я был очень неуправляемым юнцом и подбивал
соседских детей на всяческие выходки. Ещё она рассказала мне, что в возрасте
двух-трёх лет я уже выказывал отвращение к мысли о смерти. Мои домашние
обнаружили, что они могут унять мой плачь, говоря о смерти или притворяясь
мёртвыми. Точно таким же образом они клали конец и моим безобразиям.
Учение Конфуция было тогда в этой области в большой
моде, и поэтому, когда пришёл срок, меня отправили к учителю, который, стоя с
розгами в руке, заставлял нас заучивать наизусть «Великое Учение». Когда я
подошёл к тому отрывку, где говорится, что «путь великого учения заключается в
выявлении сиятельной добродетели», я запнулся на словах «сиятельная
добродетель». Я никак не мог понять, что же они значат.
Помнится, я спросил однажды группу учёных-конфуцианцев о
сиятельной добродетели. Что это такое? Что это значит? Но никто из них не смог
мне ответить. Один из них сказал, что запутанные проблемы вроде моей относятся
к тому, с чем имеют дело наставники дзэн. Он посоветовал мне обратиться к
кому-нибудь из них, заметив, что он и его товарищи не знают, что есть
сиятельная добродетель, так как всё своё время они посвящают дословному
истолкованию конфуцианских писании.
Я решил последовать его совету, но в те дни в этой
области не было дзэнских храмов и мне довольно долго не удавалось сделать это.
Затем я решил, будь что будет, но я всё равно доберусь
до этой сиятельной добродетели. Я стремился также объяснить это моей матери
прежде, чем она уйдёт из этой жизни. В надежде разрешить мою проблему я посещал
проповеди. Если я слышал, что где-то поблизости будет проводиться проповедь, я
немедля бежал туда. После я возвращался домой и сообщал моей матери то, что там
было сказано. Однако сиятельная добродетель оставалась за пределами моего
понимания.
В конце концов мне удалось найти наставника дзэн. Он
сказал мне, что если я хочу овладеть пониманием сиятельной добродетели, мне
следует заняться дзадзэн. Я приступил к практике дзадзэн. Я ушёл в горы и сидел
в дзадзэн семь дней. Усевшись в позу дзадзэн, я, не принимая во внимание своё
здоровье, сидел до тех пор, пока не падал от усталости, а так как я находился в
горах и некому было принести мне еды, то в течение многих дней я вообще ничего
не ел.
После этого я вернулся домой. Я выстроил себе небольшую
хижину и затворился в ней. Я возглашал Нэмбуцу и входил в Нэмбуцу-самадхи,
проводя долгое время без сна. Я перепробовал всё, что только было возможно, но
это не привело меня к пониманию. В конце концов пагубное влияние многолетних
самоистязаний привело к тому, что я тяжело заболел. А я, несмотря на все мои
усилия, всё ещё не постиг сиятельную добродетель. Состояние моё постепенно
ухудшалось. Я становился всё слабее и слабее и начал харкать кровью.
Добрые люди, жившие поблизости, прислали кого-то
присматривать за мной. Но болезнь уже достигла критической стадии. В течение
целой недели я не мог проглотить ничего, кроме небольшого количества рисового
отвара. Я был обречён на смерть и уже рассматривал это как нечто неизбежное, но
не чувствовал никакого сожаления по этому поводу. Единственное, что меня
беспокоило, было то, что мне приходится умирать, так и не раскрыв смысл
сиятельной добродетели, к которой столь долго были обращены все мои
устремления. Затем я почувствовал, что в моём горле возникло какое-то странное
ощущение. Я харкнул на стену. Небольшой чёрный комочек слизи скатился вниз по
стене. Мне показалось, что боль в моей груди утихла. Внезапно, именно в этот
момент меня озарило. Я постиг то, что до сих пор от меня скрывалось: абсолютно
все противоречия разрешены в Нерождённом. Я понял также, что то, чем я
занимался в течение всего этого времени, было ошибкой. Я понял, что все мои
усилия были напрасны.
Болезнь моя стала отступать. Мой аппетит вернулся ко
мне. Я обрадовался этому и позвал человека, при сматривавшего за мной, сказал
ему, что хочу есть, и попросил его приготовить немного риса. Это желание
показалось ему странным, так как он думал, что я стою уже на пороге смерти, но
он тут же приступил к приготовлению пищи. Я уплел две или три чаши риса и стал
постепенно выздоравливать. Итак, я исполнил свой обет, а после смог привести
свою мать к пониманию Нерождённого.
С тех пор и до сего дня я не встретил никого, кто смог
бы опровергнуть моё учение. Если бы за время моих странствий я встретил
кого-то, обладающего истинным пониманием Дхармы, то мне не пришлось бы тратить
напрасно так много усилий. Но я не встретил такого человека и продолжал
заниматься болезненными и бессмысленными аскетическими практиками, подвергая
своё тело столь суровым испытаниям, что след их и поныне сказывается на моём
здоровье. Вот почему я не могу выходить сюда и встречаться с вами так часто,
как мне бы хотелось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий