Поиск по этому блогу

вторник, 12 мая 2015 г.


Александр Ом «Внутренний механизм просветления»
Традиционно считается, что для достижения просветления необходимо выполнять определенные действия – повторять мантры, делать специальные упражнения, совершать какие-то ритуалы, сидеть в медитации и т.п.

Большинство людей, стремящихся просветлеть, так и делает. Конечно, упражнения в какой-то степени способствуют этому, но они все же не являются залогом того, что выполняющий их обязательно просветлеет.

Если бы только от этого зависело просветление, то вокруг нас давно была бы масса таких людей, а мир был бы намного лучше. Но как видим, так не происходит. Так что, достопочтенный Миларепа, пожалуйста, прости меня, но даже мозоли на заднице от многолетнего сидения в медитации не являются доказательством того, что их обладатель просветлен.

Впрочем, подобный подход был и у последователей чань буддизма в Китае. Для них важным было достичь просветления не в результате длительной сидячей медитации, а, например, во время работы в поле или собирая хворост в лесу. Мало того, они даже считали, что именно такое переживание просветления является истинным и, что немаловажно – намного более устойчивым.

Поэтому в отличие от своих индийских предшественников они все же меньше сидели в лотосе, а больше рассуждали над положениями сутр и пытались «разгадывать» смысл коанов, что действительно можно делать и во время пахоты, и собирая хворост в лесу, и во время паломничества и т.д. – то есть во время активной жизнедеятельности.

Почему так?

Как видим, в процессе достижения просветления важна прежде всего интеллектуальная составляющая – то есть, необходимо понять то, что имеется в виду наставниками и учителями, а для этого необходимо заставить работать сознание в несколько ином режиме при этом, конечно, не забывая о простых рутинных ежедневных обязанностях, которые, впрочем, и так приходится выполнять, поскольку плоть все равно кормить нужно, а значит и работать в поте лица, чтобы была еда.

К тому же многое зависит от спонтанности и неожиданности переживания просветления. Иначе говоря, ты постоянно размышляешь над мучающими тебя вопросами, но при этом твой день наполнен повседневными трудами и хлопотами, и вдруг в какой-то момент – раз! – и в твоем сознании происходит нечто такое, от чего ты начинаешь видеть ясно то, что ранее казалось таким сложным и непонятным.

Недаром некоторые композиторы на ночном столике на всякий случай держат блокнот, если вдруг во время сна на них снизойдет озарение и им присниться то магическое сочетание звуков, которое в повседневной суете никак не удается услышать, но которое затрагивает души других, благодаря чему музыкальное произведение становится классикой или по крайней мере шлягером.
Кстати, многие известные поп-музыканты часто признаются в том, что их самые известные хиты создавались не в студии в результате подбирания соответствующих нот или аккордов, а совершенно спонтанно как бы по наитию в процессе выполнения чего-то совершенно далекого от музыки.

Почему тот или иной музыкант становится звездой или даже поп-идолом, или почему один человек просветлевает, а другой сидит как истукан годами и ничего не ощущает? Это до конца неизвестно.

Ясно одно – все же существует своеобразная диалектика или ментальная «химия» души, которая иногда срабатывает подобно тому, как это происходит в таблице Менделеева, когда количественные накопления – постоянные размышления над каким-то постоянно мучающим тебя вопросом в определенный момент дают иное представление о том, что раньше тебя так волновало и ... и теперь появляется новое качество и все в этом мире вдруг становится на свои места.

Ты же недоумеваешь от того, что несмотря на то, что решение оказалось таким невероятно простым, ты его раньше почему-то не замечал или не понимал.

Подобным образом происходят озарения у ученых да и вообще у всех творческих людей.

Также и с попытками достичь просветления. Когда ты наконец-то решил коан или понял ответ на долго мучающий тебя вопрос, то оказывается, что разгадка не только была удивительно проста, но становится смешно от того, что раньше ты ее не замечал. Недаром смех в буддизме, как реакция на провокационный вопрос, обычно воспринимается как признак того, что адепт идет правильным путем в своих поисках.

Главное же в этом то, что ни озарение, ни тем более просветление невозможно запланировать и пережить по заказу. Нет особых стопроцентных методик гарантирующих, что после их применения тогда-то и там-то будет достигнут ожидаемый эффект. Поэтому подобно тому, как говорят в Китае, что вокруг очень много теоретиков кунг-фу, а вот настоящих мастеров мало, то с просветлением также – стараются многие, а достигают его единицы.

– Но все же некоторые люди просветлевают! – воскликнет кто-то из вас.
– Конечно! – отвечу я.
– Что же тогда является залогом или необходимым условием для переживания этого феномена? – появляется резонный вопрос.

Так же как и в случае с учеными необходимо только одно – прежде всего неуемное внутреннее стремление к тому, чтобы найти то правильное решение, благодаря которому многие изначально непонятные явления или процессы наконец-то становятся понятны. Тогда-то в душе и происходит трансформация и изменяется восприятие того же самого мира, а в конечном итоге и подход к жизни.

Эта пассия поиска ответов на постоянно мучающие вопросы не дает жить спокойно и заставляет одних сидеть часами в медитации, а других искать наставника, прочитывать массу книг и спорить до хрипоты с другими. Так что, как это на первый взгляд не покажется парадоксальным, но фактически внутренним механизмом просветления является стремление найти ответ на вопрос о том, в чем заключается Абсолютный смысл всего того, что нас окружает. Правда, одни его ищут в пустотности всего сущего, другие в поиске ответа на вопрос: «Кто я?», а третьи ищут Бога или Абсолют, пристально всматриваясь в звездное небо.

Так что стремящийся к просветлению подобен ученому, только его поиском является этот пресловутый смысл. Этот процесс становится не просто неотъемлемой, а главной частью жизни. Лишь только тогда в какой-то момент чудо просветления возможно.

Самое же интересное в этом всем то, что для того, чтобы это пережить, вовсе не нужно ехать далеко за три-девять земель в Тибет или в Индию, или еще куда-то.

Обычно это происходит с тобой совершенно неожиданно как гром среди ясного неба – трах-бабах!!! – и в голове вдруг запросто умещается чуть ли не весь космос, а в душе ты его чувствуешь и ликуешь от неожиданной переживаемой радости облегчения вперемешку со слезами невообразимой печали и тоски. Почему так? Неизвестно. Видимо в этом и заключается мистика души, которая не поддается логическому анализу, поскольку она сама является частичкой Абсолюта.

Но после этого все вдруг проясняется и уже становится на свои места. Такие казалось бы привычные обыденные явления, события, предметы и знания вдруг приобретают не просто более глубокий смысл, а проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость. Когда-то отдельные и на первый взгляд не имеющие между собой ничего общего сведения о мире словно элементы–пазлы повседневной реальности вдруг соединяются и проявляются единой картиной мироздания. Ты мало того, что начинаешь воспринимать этот привычный мир совершенно по-новому, но и понимать его по-новому – объемно и в деталях.

Вместе с тем, именно новое знание приводит душу в новое состояние, а не ритуалы или обряды. Недаром в буддизме кроме традиционного сидения в медитации существуют сутры, в которых передается учение – то есть ничто иное как определенные знания, способствующие приобретению нового качества сознания.

Кроме того, в буддизме есть ведь даже тексты, которые не просто разъясняют суть буддийского учения, но и способствуют так называемому «внезапному просветлению», как, например, известная «Сутра помоста шестого патриарха»

Впрочем, и в христианстве фраза «Сначала было Слово ...» кроме всего прочего говорит о том, что прийти к новому состоянию души – к святости – можно лишь впитав в себя определенные знания, передаваемые словами и они могут привести в движение механизм духовной трансформации.

Опять же основная проблема этого нового состояния заключается в том, что если, к примеру, ученый о своем озарении или о новом открытии может рассказать коллегам и они его в какой-то мере могут понять и проверить его хотя бы расчетами, то с просветлением все обстоит совершенно иначе, поскольку это все же новое состояние души и ее невозможно одолжить кому-то на время, чтобы он почувствовал то, как быть просветленным или хотя бы ощутил себя в этом пресловутом «здесь и сейчас». Он может часами объяснять свое состояние другим, но нет никакой гарантии того, что будет понят и что после разговора слушатели с облегчением вздохнут и воскликнут:
- Как же все это просто оказывается!

И несмотря на то, что для объяснения того, как теперь воспринимается жизнь просветленным, остаются вроде бы все те же слова, они почему-то не всеми понимаются и остается лишь все та же обычная повседневная жизнь среди людей, в которой то, что и как ты делаешь обычно намного красноречивей всех слов.

Вместе с тем, основным внутренним механизмом каждого, кто во что бы то ни стало жаждет достичь просветления, является все же пассия поиска ответа на главные вопросы нашей жизни – зачем я и зачем все это вокруг меня с миллиардами людей на нашей планете, с миллиардами живых существ, и миллиардами звезд во Вселенной?

И никакие длительные медитации не помогут, если вопрос этого Абсолютного смысла не будет теребить душу.
Он, конечно, для многих начинается с вопроса: «Кто я?», а заканчивается вопросом: «Зачем я и весь этот мир?» - то есть все тем же пресловутым избитым вопросом о том, в чем заключается Абсолютный смысл всего, что нас окружает и зачем Вселенная – такой невообразимо огромный энергетический ресурс по сравнению с которым мы сами даже не пыль и не мгновение.

Когда же после длительных и порой мучительных поисков в сознании вдруг что-то проясняется, то лишь тогда наступает просветление и тогда все становится на свои места – человек, Вселенная, Абсолютный разум. Начинает видеться четкая взаимосвязь между всеми этими элементами и тогда жизнь приобретает настоящий смысл.

Вместе с тем приходит понимание и того, что просветление это всего лишь завершение определенного этапа жизненного пути и что теперь начинается настоящий путь – путь к духовному совершенству и хоть этот отрезок уже последний и прямой, он все же и самый сложный, поскольку достигнутый уровень совершенства не является чем-то навсегда приобретенным.

Ты начинаешь понимать, что правы были мудрецы, утверждающие, что только постоянная безусловная Любовь ко всем и ко всему является ежедневным ежеминутным экзаменом твоей души и что малейшая деструктивная или просто негативная мысль по отношению к кому-то сразу же перечеркивает всю твою уверенность в том, что ты достиг необходимого уровня и низвергает тебя с пьедестала совершенства.

И нет никакой уверенности в том, примут ли тебя Там после того, как ты оставишь свое тело или же тебе вновь придется возвращаться на Землю и продолжать вращаться «в колесе смертей и рождений» пока твоя душа в конце концов не приобретет то необходимое качество, которое сделает тебя хоть чуточку равным Абсолюту и позволит тебе если уж не окончательно соединиться с Ним, то быть уже ближе к Нему.

Ведь именно ради этого Он создал Вселенную, в которой ты провел столько тысячелетий, воплощаясь и перевоплощаясь в тысячах разных тел, развиваясь и учась выживать, пока наконец-то не достиг облика человека, в котором ты в какой-то момент сам можешь выбирать каким тебе быть – уже подобным ангелу или все еще хищником, а потом мучаясь над вопросами смысла всего этого наконец-то просветлеть – то есть понять, что единственная возможность возвращения Домой – к Абсолютному Разуму это достичь духовного совершенства, то есть каждое мгновение быть для всех живых существ уже чуточку Богом, а значит любить их всех как своих детей.

Александр Ом
Февраль 2015 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий